Зарубежный опыт функционирования финансового капитала
В сентябре 1996 г. в Минэкономики РБ была зарегистрирована первая белорусско-российская ТФПГ "Российской уголь", в которую от РБ вошли ООО "КАН-ООО", производственно-коммерческое малое предприятие "Евро-Т" и Научно-производственная фирма "Элкор", а от России - Снабженческо-комплектующая фирма "Росуглеснабкомплект", ОАО "Шахта Варгашорская" и ЗАО "ЦентрТЭК". Целью формирования данной ФПГ является создание в Беларуси производственной базы по выпуску важнейших продуктов обогащения и переработки каменного угля, ориентированных на внутриреспубликанское потребление и экспорт.
Интересен опыт создания транснациональной ФПГ «Аэрофин». Ее базовыми организациями являются авиакомпании "Саха-авиа", "Байкал" и "Белавиа" (Беларусь), а также "Внуковский авиаремонтный завод 400" и "Авиаремонтный завод № 406 ГА" (Казахстан). Специфика группы в том, что ее центральная компания Международная Финансовая корпорация "АЭРОФИН" не учреждалась специально, а была уполномочена договором на ведение общих дел. Одной из основных задач создания ФПГ "Аэрофин" является налаживание лизинговых отношений между участниками объединения. Главная идея сводится к следующему. Ремонтные заводы располагают готовыми к эксплуатации двигателями, но у авиакомпаний нет средств для их приобретения. Финансовые ресурсы аккумулируются в центральной компании, которая кредитует ремонтные заводы, они передают центральной компании отремонтированные двигатели, а она передает их в лизинг авиакомпаниям. Двигатели передаются по лизингу при условии, что авиакомпании в состоянии предъявить в качестве залога определенное количество акций МФК «Аэрофин». Лизинговые платежи производятся авиакомпаниями из своих доходов. Кредиты, предоставленные центральной компанией ремонтным заводам, гасятся как за счет лизинговых платежей, так и накопившихся долгов авиакомпаний этим заводам. Последние уступают МФК «Аэрофин» право на получение этих долгов[12].
Следует отметить, что формирование ФПГ на территории СНГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера. Одной из причин подобного положения дел, несомненно, является дефицит практического опыта и нескоординированность усилий различных ведомств, призванных обеспечивать соответствие государственных и частных интересов.