Инвестиционное поведение населения РФ
Трансформация сбережений в инвестиции - важнейший фактор финансирования любой развитой экономики. Активное участие населения в инвестировании на фондовом рынке является также предпосылкой устойчивости национального рынка к кризисным явлениям не международном рынке капитала.
По результатам вкладов в крупные компании, такие как «Роснефть», «Сбербанк», ВТБ, можно сделать вывод о высоком интересе частного инвестора к операциям с ценными бумагами. Об уверенном росте инвестиционной активности населения Российской Федерации свидетельствует и динамика клиентской базы фондовых посредников (табл.4)
Таблица 4
Инвесторы на ММВБ
Инвесторы |
01.01.2005 |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
Юридические лица |
15286 |
19069 |
24355 |
28276 |
Частные инвесторы |
85731 |
109714 |
230907 |
487555 |
Нерезиденты |
787 |
1145 |
2002 |
3235 |
Институциональные инвесторы |
2146 |
4512 |
7690 |
10800 |
Всего |
103932 |
134440 |
264934 |
529866 |
Как наглядно видно из рисунка 1, представленного по данным таблицы 4, число частных инвесторов значительно возрастает, набирая темпы с каждым годом. Однако стоит поговорить и о распределении интересов граждан между различными формами организации сбережений, что во многом зависит от национальных особенностей инвестиционного поведения населения, которое в свою очередь зависит от ряда параметров, в том числе от культурных и исторических традиций.
Динамика роста активности среди инвесторов
Рис. 1
Для получения ответа на поставленный вопрос, обратимся к данным социологического исследования, проведённого под руководством московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) при участии агентства «Сальвадор» и фонда «Общественное мнение». При общем объёме выборки социологического исследования в 34 тысячи респондентов были поставлены следующие задачи:
· исследование групп, формирующих «инвестиционную моду»
· исследование финансового опыта населения по регионам и РФ в целом
· оценка влияния финансового опыта населения на принятие дальнейших финансовых решений
· исследование инвестиционных предпочтений граждан
Отбор респондентов предполагал наличие у последних недавнего опыта финансовых вложений и инвестирования, а так же лиц, проявляющих интерес к вопросам вложения средств: эта группа составила 35% населения страны. Результаты исследований приводятся в процентах по этой группе.
Респонденты лучше всего осведомлены о традиционных, «классических» инструментах вложения денег, а именно: банковских вкладах, инвестициях в недвижимость и акциях. Наименее известны возможности вложения в ПИФ, корпоративные облигации и ОФБУ: о них не знают 47%, 61% и 72% опрошенных соответственно.
Стремление населения вкладывать в различные инвестиционные инструменты
Рис. 2
При наличии финансовых возможностей желали бы купить акции 50% опрошенных, паи в ПИФ - 19%. И в случае с акциями, и в случае ПИФ наиболее распространённая причина нежелания воспользоваться этими инструментами инвестирования - нехватка знаний в этой области, её назвали 14-18% респондентов, не желающих покупать акции или паи, по 8-10% опрошенных ссылались на отсутствие интереса к такой деятельности либо на отсутствие денег, по 5-6% выражали неуверенность в том, что смогут удачно вложить деньги, или боялись рисковать.