Внебюджетные фонды РФ, их сущность и значение
. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
. Бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
. Местных бюджетов
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е.бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды . До 1991 года они входили в состав государственного бюджета.
Централизованные и децентрализованные бюджетные фонды В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные
Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
(1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
(2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
(3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
(1) по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
(2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.)
Источники внебюджетных фондов Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
(1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (страховые взносы);
(2) добровольные взносы юридических и физических лиц;
(3) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
(4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Ранее наиболее весомым источником средств государственных социальных внебюджетных фондов являлся единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступал в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределялся между фондами и федеральным бюджетом. Единый социальный налог (ЕСН) - отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачислявшийся в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначавшийся для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.