Методика анализа использования финансов предприятий
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).
В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по формуле:
(5)
где П - прибыль от реализации продукции;- объем (количество) реализованной продукции;
Ц - цена реализации единицы продукции;
С - себестоимость единицы продукции.
Для расчета влияния факторов, от которых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), таких как объем реализации продукции, ее полной себестоимости и среднереализационных цен, часто применяют способ цепных подстановок или способ абсолютных разниц.
Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показатели финансового положения. Важно не только получить возможно большую прибыль, но и правильно использовать ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия, т.е. обеспечивать оптимальное соотношение темпов научно-технического, производственного и социального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственных средств за счет прибыли предприятия проявляются, в конечном счете, успехи или недостатки развития предприятия.
Чистая прибыль распределятся с соответствие с уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала, в реновационный фонд и на другие цели.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана.
Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина.[17.c.54]
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления прибыли в соответствующие фонды). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению:
Фi = ЧП х Кi (6)
где Фi - сумма отчислений прибыли в фонды предприятия;
ЧП - сумма чистой прибыли;
Кi - коэффициент отчисления прибыли в соответствующие фонды
Для расчета их влияния можно использовать прием детерминированного факторного анализа.
В процессе анализа изучают динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций (реинвестированная прибыль), фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях данной отрасли производства, то предприятие имеет перспективы развития.