Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств
Банковский кредит - наиболее универсальный способ внешнего финансирования. Им могут воспользоваться как большие компании, так и маленькие фирмы.
К плюсам данной формы внешнего финансирования можно отнести то, что это самый простой способ привлечения средств: банки обычно требуют стандартный пакет документов. Как следствие - низкие затраты на подготовку документации. Контроль над предприятием не утрачивается.
К минусам - необходимость залога, стоимость которого в большинстве случаев должна в два раза превышать сумму кредита. Высокие процентные ставки - 12-18% годовых по кредитам в рублях. Причем, если предприятие не является одним из лидеров в своей отрасли или регионе, придется рассчитывать скорее на ставку, близкую к верхней границе указанного диапазона. Финансовый риск возрастает. Срок возмещения строго определен.
Данная форма финансирования подходит предприятиям, которые соответствуют следующим параметрам:
· рентабельность компании выше среднеотраслевого показателя;
· бизнес существует не первый день и имеет кредитную историю;
· у компании нет других задолженностей перед банками, или она готова финансировать непогашенную часть этих задолженностей;
· долговые обязательства с учетом нового кредита не превышают 60% совокупного капитала предприятия;
· у компании отсутствует высокая сезонность продаж (это важно для нормального погашения процентов и основной суммы по долгу).
В кредитном портфеле любого банка наибольшую долю занимают торговые предприятия, которые пользуются кредитами для пополнения оборотных средств. Вряд ли стоит полагаться на кредит молодым, только начавшим работу фирмам. Трудно привлечь кредиты и под различные инновационные проекты, где главным активом является бизнес-идея. Для таких целей существует венчурный капитал.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.