Инновационная финансовая политика
Телекоммуникационные компании имеют значительно большие финансовые возможности для осуществления своей политики благодаря стремительно растущему притоку инвесторов в данный сектор экономики.
Анализ деятельности компаний-лидеров рынка, таких как NTT, Alcatel, DeutscheTelecom, Nortel, Intel, BritishTelecom, Vodafone позволил выявить и обобщить основные направления инновационной политики телекоммуникационных компаний, которые применимы и к усовершенствованию деятельности Общества. В качестве основной стратегической цели выдвигается необходимость завоевания технологического первенства, путем интенсивного финансирования сферы НИОКР. В среднем внутрифирменные расходы на развитие научно-технической базы по отрасли составляют 10-15% от доходов телекоммуникационных компаний.
Другим направлением инновационной политики является ориентация не только на продуктовые нововведения (и расширение спектра предоставляемых услуг), но и на активное использование маркетинговых инноваций. Причем, если первые носят стратегический характер, предупреждая изменения во внешней среде, то маркетинговые инновации направлены на поиск новых форм и методов ценовой, коммуникационной, сбытовой, ассортиментной политики для пролонгирования эффекта от технологических нововведений.
Характерно также, что за последние несколько лет изменился основной акцент конкурентной борьбы в рамках телекоммуникационной отрасли: он переместился в сферу оказания дополнительных услуг и стимулирования сбыта для привлечения новых сегментов рынка. Это является одним из наиболее необходимых направлений совершенствования. Одним из самых распространенных способов оптимизации инновационной деятельности в современных условиях является конкурентная политика компаний, направленная на сотрудничество и кооперацию с конкурентами. Слияния становятся глобальным фактором повышения результативности инновационных проектов, однако требуют от компаний проведения совокупно нововведений в управленческой и финансовой.
Анализ одного из самых дорогостоящих неудачных проектов в телекоммуникационной отрасли «Iridium» корпорации Motorola позволяет сделать вывод о важности планирования и глубокого маркетингового анализа при внедрении любого даже самого совершенного с технологической точки зрения нововведения.
Особенности инновационной деятельности телекоммуникационных компаний Юго-Восточной Азии состоят в том, что такие быстрорастущие компании, как SingTel, ChinaTelecom, PacificCenturyCeberWorks, адаптировали накопленный западными компаниями опыт к условиям местных рынков, где телекоммуникационная отрасль активно субсидируется государством и интегрируется с традиционными отраслями экономики [22].
Состояния отечественного рынка телекоммуникаций по-прежнему внушает оптимизм, поскольку телекоммуникационная отрасль обладает значительным потенциалом, даже не смотря на общемировые трудности. Стабильные, высокие темпы роста, высокая наукоемкость, профессиональный менеджмент, цивилизованная конкуренция, реальная инновативность компаний, высокая емкость рынка - все эти факторы способствуют росту инвестиционной привлекательности данной сферы отечественной экономики для зарубежных телекоммуникационных компаний, которые создают дополнительную конкуренцию на внутреннем рынке.
В силу ряда объективных факторов (специфика государственного регулирования телекоммуникационной отрасли, практически отсутствие производителей телекоммуникационного оборудования, неравномерность уровней развития различных регионов нашей страны), выход на рынок новых игроков требует коренного пересмотра их конкурентных параметров. Активные меры по стимулированию сбыта как услуг связи, так и телекоммуникационного оборудования имеют на рынке значительный успех в силу особенностей покупательского поведения потребителей. Кроме того, зарубежные компании вынуждены использовать стратегию кооперации и сотрудничества с отечественными компаниями.
Наибольшая отдача в плане совершенствования использования финансов отдельной компании, достигается при одновременном внедрении целого комплекса взаимодополняющих нововведений в различных областях функционирования компании. Анализ практической деятельности корпораций позволяет утверждать, что наиболее устойчивые конкурентные преимущества получают те компании, которые наряду с выводом на рынок нового продукта активно используют новые финансовые стратегии, применяют новые гибкие организационные формы, совершенствуют условия и методы стимулирования служащих. Комплекс данных нововведений позволяет построить организацию, способную получать долгосрочные стратегические преимущества перед конкурентами за счет фактора новизны и проработанной финансовой политики.
И наконец, зарубежные производители телекоммуникационного оборудования активно диверсифицируют свою деятельность в область оказания услуг связи, путем участия в акционерном капитале отечественных компаний. Выходя на рынок с относительно устаревшей продукцией, они успешно продлевают ее жизненный цикл, что объясняет их нежелание выводить на местный рынок инновационные решения и услуги. Поэтому, очень важно направлять часть доходов Общества на НИОКР, что в перспективе дает существенные преимущества в борьбе за покупателя и способствует увеличение доходов, улучшая финансовую ситуацию на предприятии.